Автобиография как средство самопознания

Жизнь каждого человека достойна романа. Ирвин Польстер

В качестве психотерапевта я слышал сотни жизненных историй и никогда не встречал жизни, которая бы не вызывала целого спектра эмоциональных реакций и чувства уникальности человеческой судьбы. Поэтому я решил написать эту небольшую статью для тех, кто хочет лучше понять как прошлое продолжает жить в настоящем.

Часто люди не могут отделаться от навязчивых размышлений о своем прошлом, пытаясь найти свершившемуся какое-то оправдание, придать жизненным событиям какой-то смысл. Один из методов конструктивно использовать данную энергию заключается в том, чтобы описать историю своей жизни, вспомнив главные события и выразив свое отношение к ним.

Многие их тех, кто написал свою биографию сообщали о сильных эмоциях и «озарениях», а также об облегчении в результате повторного проживания и осмысления болезненных периодов в их жизни. Существуют свидетельства того, что письменное выражение болезненных переживаний может стать способом преодоления жизненного кризиса, средством своего рода самоисцеления. Такой процесс переводит подавляющий и часто хаотичный опыт в связную осмысленную историю. Написанная история изменяет то, как человек относится к пережитому опыту. Американский психолог Джеймс Пеннебакер провел серию исследований ценности письменного изложения травматических событий. Результаты подтверждают улучшение как эмоционального состояния, так и физического здоровья в результате облечения болезненных переживаний в слова. Он обнаружил, что опыт описания эмоциональных кризисов нередко приводил к сокращению лечения.

При написании автобиографии существуют одно важное предостережение. Если вспоминание болезненных событий приводит вас в сильное смятение (повторно травматизирует), то стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, с которым вы сможете разделить болезненные переживания или близкому человеку, которому доверяете. Для многих людей крайне важен опыт разделения с другим человеком своих переживаний, внимательное слушание и поддержка со стороны участливого слушателя.

Целью написания автобиографии может быть желание понять влияние вашей семьи и детства на вашу текущую жизнь, стремление войти в контакт с внутренними силами, которые оказывают влияние на различные аспекты вашей жизни. Одна из задач написания автобиографии состоит в том, чтобы научиться принимать и понимать внутреннего ребенка. Мой психотерапевтический опыт говорит о том, что до тех пор пока человек не научится заботиться о ребенке, который продолжает жить в душе каждого из нас, взрослое «Я» будет ощущать пустоту, мучения, одиночество и неудовлетворенность.

Вы можете начать автобиографию с любого эпизода или периода. Здесь нет правил. Те, кто любят порядок, могут начать с самых ранних детских воспоминаний и последовательно продвигаться дальше. Можно начать с главного эмоционального события вашей жизни. Не стоит забывать о том, что фактически, наиболее важными факторами в вашем развитии может быть то, что не произошло: отсутствие любви, друзей, родители, которые не уделяли должного внимания вашим занятиям и достижениям, отсутствие свиданий, плана относительно будущей профессии, отсутствие кого-то, с кем бы можно было разделить личные переживания. Ниже приведен ряд потенциальных вопросов, которые могут быть отражены в вашей автобиографии.

Вопросы для написания автобиографии

1. История рождения. Было ли ваше рождение случайностью или решением, принятое после долгих раздумий? Были ли вы желанным ребенком? Совпал ли пол с ожиданиями родителей? Как протекала беременность и каким было ваше состояние здоровья, а также состояние вашей матери после рождения?
2. Семейная история. Какие события происходили в семье, когда вы были ребенком? Сколько у вас братьев или сестер и какова разница в возрасте между вами? Как семья преодолевала кризисы? Существуют ли какие-то семейный тайны?
3. Детские воспоминания и фантазии. Просто опишите несколько самых ранних событий, сохранившихся в вашей памяти. Создавали ли вы свой собственный воображаемый мир в тот или иной период детства?
4. Необычные детские идеи или неверные представления. Все мы имели в детстве странные идеи, например, касающиеся того, кто является нашими реальными родителями, как возникают дети, что такое смерть, почему родители ругались.
5. Ваше представление о себе в детстве. Как вы относились к себе, вашим способностям и недостаткам? С вашей точки зрения, как другие реагировали на вас (любили, доверяли, критиковали, соперничали...)? Были ли вы уверенны в себе или робким? Когда вы совершали ошибку, какой была ваша реакция: «Я ужасен», «Мне нужно усердней работать над собой» или ...
6. Значимые другие из вашей родительской семьи и в последующей жизни. Взаимоотношения - это сущность нашей жизни, поэтому опишите характер отношений с каждым из значимых для вас людей, ранние воспоминания и ваши чувства тогда и теперь. Можете ли вы вспомнить, случаи, когда вы болезненно переживали разлуку с родителями или семьей? Можете ли вы войти в положение родителей и посмотреть на мир их глазами?
7. Опишите себя с различных точек зрения. Как другие воспринимали вас, например, лица противоположного пола, ваши учителя и начальники, ваши ровесники. Как вы думаете какой вы в действительности? А с идеальной точки зрения, каким бы вам хотелось быть?
8. В чем вы походите и чем отличаетесь от родителей и других членов семьи? Внешностью и физическими качествами? Чертами характера? Установками и ценностями?
9. Семейные отношения. Как ваши родители относились друг к другу? Можете ли вы вспомнить периоды, когда были сильно привязаны к одному из родителей и ревновали к другому? Как со временем менялось ваше отношение к родителям, когда вы узнавали что-то новое о них и о себе? Как ваши родители относились к вам и вашим братьям/сестрам? Ладили ли вы с вашими братьями/сестрами? Какие у вас отношения с ваши супругом/партнером? Напоминают ли они чем-то отношения ваших родителей?
10. Как значимые другие видели ваше будущее? Как это повлияло на вашу жизнь, на выбор будущей профессии?
11. Сексуальная история. Какие ранние воспоминания, связанные с сексуальностью, вы помните? Как вы узнали о сексуальности родителей? Какие установки по отношению к сексу, своему и противоположному полу были у вас в детстве и как они менялись? Как вы переживали изменения, вызванные сексуальным созреванием?
12. Дружба, любовь и социальная жизнь на протяжении вашей жизни, включая друзей детства, вашу компанию, первую любовь, занятия спортом, лучших друзей, коллег, любовников и т.д.
13. Опыт достижений. Опишите три самых замечательных события в вашей жизни, когда вы достигли высокого результата, превзошли других или вам просто улыбнулась удача.

Использованная литература:

1. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Прогресс. М. 1993.
2. Робин Хиггинс. Методы анализа клинических случаев. Когито-Центр. М. 2003.

Смотри также
Психологическая и психотерапевтическая помощь: информация для потенциального пользователя
Зигмунд Фрейд о психоанализе как методе психологического лечения
Джойс МакДугалл о психическом театре и психоаналитическом путешествии
Афоризмы психоаналитиков о психоанализе