Психоанализ в афоризмах – О родительстве

Нормальная мать чувствует потребность ребенка, погружаясь в свою детскость, то есть оживляя в себе собственное детство.
[i]Робин Скиннер[/i]

Над колыбелью новорожденного склоняются феи – родители, когда они достаточно доброжелательны, – способны мечтать о счастливом будущем этого ребенка. Но нередко бывает, что к этому хору присоединяются злые феи и строят козни.
[i]Анри Верморель[/i]

Каждый взрослый человек имеет в своей душе тайную каморку, где хранятся реквизиты драмы собственного детства. Его дети – единственные, кто беспрепятственно могут войти туда.
[i]Алис Миллер[/i]

Когда значимые в раннем детстве люди признают факты и достижения в жизни ребенка, они тем самым ставят на них печать реальности.
[i]Шелдон Роут[/i]

Еще до рождения возможны два направления развития: ребенок выступает либо как надежда на самореализацию родителей, либо как соперник, как уменьшение собственных возможностей.
[i]Эдельтруд Майстерманн-Зегер[/i]

Уважать ребенка – это значит предложить ему модель поведения и предоставить возможность не подражать ей. У него нет другого выхода в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».
[i]Франсуаза Дольто[/i]

Ребенка нужно привести к тому – даруя ему огромную любовь, нежность и заботу, – чтобы он простил родителей за то, что они произвели его на свет (без его ведома), иначе немедленно заявит о себе его потребность в разрушении.
[i]Шандор Ференци[/i]

Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета.
[i]Зигмунд Фрейд[/i]

Пока же у нас еще не родился ребенок, мы словно «в резерве» и можем, если хотим, «поиграть» в разные роли. После появления первого брака в семье мы принимаем мужские и женские роли почти как солдаты. Фактически только после того, как дети покинули дом, мы начинаем понимать, что за «сражение» отгремело.
[i]Робин Скиннер[/i]

Творческие способности мужчины объясняются желанием компенсировать невозможность родить ребенка, сотворить жизнь.
[i]Карен Хорни[/i]

Отношения с отцом имеют огромное значение для развития ребенка. Они устранят исключительную сосредоточенность ребенка на матери и вырывают его из симбиотической связи с ней.
[i]Эдельтруд Майстерманн-Зеегер[/i]

Девочке, которой говорят, что мужчины – эгоистичные свиньи, так и готовые соблазнить женщину, попользоваться ею, подчинить ее, будет трудно полюбить или поверить любимому мужчине, и так же трудно ей будет отделиться от матери.
[i]Джойс МакДугалл[/i]

Наиболее замечательная особенность матери – ее готовность нести определенный ущерб от своего ребенка, переносить его ненависть, будучи не вправе отплатить тем же, и ее способность ждать наград, которые могут и не прийти.
[i]Дональд Винникотт[/i]

Мать ненавидит ребенка задолго до того, как ребенок начинает ненавидеть мать, и до того, как он узнает, что мать его ненавидит.
[i]Дональд Винникотт[/i]

Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, некогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека.
[i]Дональд Винникотт[/i]

Ребенку не следует знать всего, чего матери приходится делать для него, чем она жертвует ради него.
[i]Дональд Винникотт[/i]

Быть взрослым – это иметь исключительные права на другого взрослого; для ребенка это создает ту модель поведения, в которой он в семье – ученик: он воспитывается у этой пары, но никак не должен претендовать на место взрослого, даже отсутствующего в семье.
[i]Франсуаза Дольто[/i]

В интересах детей, чтобы родители существовали как пара в лоне семьи, а не разыгрывали из себя жертв.
[i]Франсуаза Дольто[/i]

Нормальный развод лучше плохого брака.
[i]Франсуаза Дольто[/i]

Странно, что родители не понимают как раз тех вещей, которые для детей являются само собой разумеющимися, а то, что не понимают дети, для родителей является ясным как день.
[i]Шандор Ференци[/i]

После подростковой бури, когда для дочери типично всячески отвергать мать, она вернется к ней обратно, с новой силой привязанности, когда сама станет матерью.
[i]Джойс МакДугалл[/i]

Иногда родители неявно навязывают требование, чтобы ребенок «заплатил» за все, что они выстрадали, или воплотил определенные родительские наставления или качества, за которые они сами ответственности не берут.
[i]Джойс МакДугалл[/i]