Зигмунд Фрейд о психоанализе как методе психологического лечения

Здесь представлены цитаты из работ основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, его взгляды на отношения психоаналитика и пациента и основные составляющие психоаналитического лечения: метод свободных ассоциаций, перенос и сопротивление. Данные цитаты из работ Фрейда могут послужить в качестве некоего ориентира, стать своего рода просветительской консультацией для тех, кто интересуется психоанализом.

Об ожиданиях от консультации психоаналитика

«С теми, кто является к нам на прием только для того, чтобы за четверть часа излить перед нами страдания своей долгой жизни, психоаналитик мало что может сделать. Более глубокое знание психоаналитика затрудняет возможность высказать заключение, какое бы сделал другой врач: «Вы здоровы» и дать простой совет».
Фрейд З. Введение в психоанализ.

«Информирование пациента о том, чего он не знает вследствие вытеснения только один из необходимых предварительных шагов к лечению. Если бы знание об бессознательном было бы настолько важно для пациента, как представляют себе неискушенные в психоанализе люди, то слушания лекций или чтения книг для излечения было бы вполне достаточно. Такие меры, однако, также влияют на невротические симптомы как раздача пищевых карточек в голодное время на чувство голода».
Фрейд З. Дикий анализ.

Об основном правиле психоанализа (метод свободных ассоциаций)

«Ваш рассказ в одном месте должен отличать от обыкновенного разговора. В то время как обычно вы поступаете правильно, стараясь не терять нить своего рассказа и отбрасывая все мешающие и посторонние мысли, которые вам приходят в голову, вы в данном случае должны поступать иначе. Вы заметите, что во время рассказа у вас появятся различные мысли, которые вам захочется отбросить под влиянием известных критических возражений. Вам захочется сказать себе «то или другое сюда не относится», или «это совершенно неважно», или «это бессмысленно, и потому это незачем говорить». Не поддавайтесь такой критике. Все-таки говорите это, и именно потому, что вам этого не хочется. Причину такого требования, собственно говоря, единственного, которому вы должны подчиниться, вы узнаете потом и согласитесь с ним. Говорите поэтому все, что приходит вам в голову. Поступайте так, как например, путешественник, сидящий у окна вагона поезда и описывающий находящемуся внутри вагона виды, проносящиеся перед его взором. Наконец не забывайте никогда, что обещали быть вполне откровенным, и не пропускайте ничего лишь потому, что по какой-то причине вам было бы неприятно сказать».
Фрейд З. О введении в лечение.

«Ассоциации, мыли и воспоминания, которые пациент не может нам сообщить без внутреннего сопротивления, мы можем рассматривать как то, что тем или иным образом связано с вытесненным или является его эквивалентом. Поощряя больного преодолевать свои сопротивления, мы призываем его Эго к тому, чтобы оно было способно преодолевать при рассказе свою склонность к попыткам бегства и научилось переносить приближение вытесненного. Уступчивость Я, когда ему удается воспроизвести вытесненную ситуацию в своем воспоминании, в итоге будет щедро вознаграждена. То, от чего его инфантильное Эго в испуге спасалось бегством, взрослому и окрепшему Эго часто кажется лишь детской игрой».
Фрейд З. Проблема дилетантского анализа.

О позиции психоаналитика

«Как бы заманчиво не было психоаналитику стать учителем, моделью, идеалом для других людей и создавать людей по собственному подобию, ему не следует забывать, что не в этом его задача в аналитических отношениях. Поступая таким образом он лишь повторит ошибку родителей, которые подавили независимость своего ребенка своим влиянием и лишь заменит раннюю зависимость пациента новой зависимостью».
Фрейд З. Очерк о психоанализе.

«Как пациент должен обращать внимание на все, что может обнаружить самонаблюдение, и должен удалять все логические и аффективные возражения, которые заставляют его отбирать материал, так и психоаналитик должен действовать так, чтобы использовать все, сказанное ему, для целей интерпретации и обнаружения того, что укрыто в бессознательном, не заменяя собственной цензурой того отбора, который проводит пациент. Это можно выразить следующей формулой: аналитик должен направить свое бессознательное как воспринимающий орган к проявляющемуся бессознательному пациента, быть как телефонная мембрана. Как телефонная мембрана преобразует электрические колебания, вызванные звуковыми волнами, так и бессознательная психика психоаналитика способна реконструировать бессознательное пациента, которое направляет его ассоциации, на основе тех ассоциаций, которые из него исходят».
Фрейд З. Методика и техника психоанализа.

«Внутренняя жизнь психоаналитика должна оставаться для анализируемого неизвестной, он должен, как зеркало, отражает только то, что ему показывает пациент».
Фрейд З. Советы врачу при психоаналитическом лечении.

О цели психоанализа

«Мы приносим пользу пациентам тем, что заменяем бессознательное сознательным. Переводя бессознательное в сознательное, мы уничтожаем вытеснение, устраняем условия образования симптома, превращаем патогенный конфликт в нормальный, который должен найти какое-то разрешение».
Фрейд З. Перенос // Введение в психоанализ.

«Где было Ид, должно стать Эго».
Фрейд З. Разделение психической личности. // Введение в психоанализ.

«Терапевтическая задача состоит в том, чтобы освободить либидо от его временных, отнятых у Эго связей и подчинить их опять Эго. Где же находится либидо невротика? Его легко найти, оно привязано к симптомам, дающими ему временно единственно возможную замену удовлетворения. Нужно, следовательно, овладеть симптомами, раскрыть их содержание, т.е. сделать как раз то, что требует от нас пациент. Чтобы раскрыть содержание симптомов, необходимо вернуться к моменту их возникновения, вновь оживить конфликт, из которого они произошли, и дать ему другой исход при помощи влечений, которых пациент не имел тогда в своем распоряжении. Этот пересмотр процесса вытеснения лишь отчасти удается совершить над воспоминаниями тех процессов, которые привели к вытеснению. Решающая часть работы проделывается в отношениях с психоаналитиком. В переносе пациент создает новое издание старых конфликтов, в которых анализируемый пытается вести себя так же, как он вел себя когда-то, в то время как, используя все возможные душевные силы пациента, его вынуждают поступать иначе. Перенос становится, таким образом, полем битвы, на котором сталкиваются все борющиеся между собой силы».
Фрейд З. Перенос // Введение в психоанализ.

О психоаналитическом лечении

«Уже введение в лечение приводит к тому, что у больного меняется направленность болезни. Он привык довольствоваться тем, чтобы жаловаться на нее, презирать ее как бессмыслицу, придавать ей малое значение, и переносил на проявление ее то же вытесняющее отношение, ту же политику страуса, которую применял к ее происхождению. Для лечения это не подходит. Он должен найти в себе мужество сосредоточить свое внимание на явлениях своей болезни, она становится достойным его противником, частью его существа, опирающегося на веские мотивы, из которой необходимо извлечь ценное для будущей жизни. Таким образом, с самого начала подготавливается примирение с вытесненным, выражающимся в симптомах, но оставляется место в известной терпимости к болезни. Если благодаря новому отношению к болезни обостряются конфликты и резче проявляются симптомы, бывшие до того неясными, то нетрудно утешить пациента, указав ему, что это неизбежные, но преходящие ухудшения, что нельзя уничтожить врага, которого нет или который далеко».
Фрейд З. Воспоминание, воспроизведение и переработка.

«То, что мы ищем, – это картина забытых лет пациента... Работа психоаналитика по конструированию или, если хотите, реконструированию в большей степени напоминает археологические раскопки какого-нибудь древнего сооружения. Эти два процесса на самом деле идентичны, за исключением того, что аналитик работает в лучших условиях и имеет в своем распоряжении больше материала, поскольку то, с чем он работает, не разрушено, а до сих пор живо – а может быть, и по другой причине. Так же как археолог воссоздает стены здания по сохранившемуся фундаменту, определяет количество и расположение по углублениям в полу и восстанавливает настенную живопись и украшения по обломкам, так действует и психоаналитик, когда он делает свои выводы на основе фрагментов воспоминаний, ассоциаций и поведения анализируемого. Оба имеют неоспоримое право реконструировать путем дополнения и и комбинирования сохранившихся остатков. Оба, более того, подвержены сходным трудностям и ошибкам... Аналитик, как уже было сказано, работает в более благоприятных условиях, чем археолог, поскольку у него в распоряжении есть материал, которому нет аналога при раскопках, такой как повторение реакций, исходящих из детства, и все, что возникает в связи с этим повторением в переносе... Все важные элементы сохранны, и даже те, которые казалось, полностью забыты, где-то и как-то существуют, будучи лишь похороненными и недоступными для субъекта. Только от аналитической техники зависит, достигнем ли мы успеха в полном освещении того, что было скрыто».
Фрейд З. Конструкции в анализе.

«Психоаналитик должен подвести пациента к повторному переживанию части его забытой жизни, но вместе с тем, он должен позаботиться и о том, чтобы пациент сохранял некоторую степень отстраненности, которая позволяет ему, несмотря ни на что, признать: то, что представлялось реальностью, фактически оказывается лишь отражением прошлого».
Фрейд З. Психология масс и анализ Эго.

О переносе в ходе психоанализа

«Нам не следует забывать, что болезнь пациента, к психоанализу которого мы приступаем, вовсе не представляет собой нечто законченное, окаменелое, а продолжает расти и развиваться как живое существо. Начало психоанализа не кладет конец этому развитию, но как только лечение захватывает пациента, то оказывается, что все новое творчество болезни направляется на одно, а именно на отношение к психоаналитику. Когда перенос достигает этого значения, то работа над воспоминаниями больного отступает на задний план. Правильно было бы сказать, что имеешь дело не с прежней болезнью пациента, а с заново созданным, переделанным неврозом, заменившим первый. Это новое издание старой болезни можно было бы проследить с самого начала, можно было видеть как оно развивается и растет, и особенно хорошо в ней разобраться, потому что сам находишься в ее центре как объект».
Фрейд З. Перенос // Введение в психоанализ.

«Психоаналитическое лечение не создает реакций переноса; оно просто выносит их на свет, облегчая их развитие. Явления переноса представляют собой промежуточную область между болезнью и реальной жизнью».
Фрейд З. Вспоминание, повторение и проработка.

О сопротивлении в ходе психоанализа

«Сопротивление сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие личности при лечении должны расплачиваться сопротивлением и представляют собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и противодействующими ему».
Фрейд З. О динамике переноса.

«Чем сильнее сопротивление, тем больше воспоминание заменяется действием».
Фрейд З. Вспоминание, повторение и проработка.

«Нужно дать пациенту время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его, продолжая наперекор ему работу, согласно требованию основного аналитического правила. Только на высоте нарастания сопротивления открываются в совместной работе с анализируемым вытесненные влечения, питающие его сопротивление, в существовании и могуществе которых пациент убеждается благодаря этому переживанию... Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения психоаналитика».
Фрейд З. Вспоминание, повторение и проработка.

О длительности психоанализа

«Неприятный вопрос для психоаналитика, который пациент ему с самого начала ставит, как долго продолжится лечение. Сколько вам нужно времени, чтобы избавить меня от моего страдания? Отвечаешь как Эзоп в басне путешественнику, спрашивающему о длине дороги, предложением «иди» и объясняешь этот ответ тем, что нужно знать шаг путешественника, прежде чем высчитать длительность его путешествия. Таким ответом выходишь из первого затруднительного положения; но сравнение это не вполне верно, потому что невротик легко может менять темп своей работы и временами делать очень маленькие успехи. На самом деле едва ли возможно дать ответ на вопрос о предполагаемой длительности лечения».
Фрейд З. О введении в лечение.

«Многие больные предъявляют психоанализу чрезмерные требования давая на это кротчайший срок. Никто не стал бы ожидать, чтобы тяжелый стол можно было поднять двумя пальцами, как легонький стул, или чтобы большой дом выстроить в такой срок, как и маленькую хижину, но как только дело касается неврозов, то даже интеллигентные люди забывают о необходимой пропорциональности между временем, работой и успехом. Впрочем это вполне понятное следствие глубокого незнания этиологии неврозов; вследствие этого невежества невроз является для них своего рода «девушкой из чужой стороны». Неизвестно откуда она явилась, а потому ждут, что она в один прекрасный день исчезнет».
Фрейд З. О введении в лечение.

«Скажу прямо, при психоанализе речь идет о длинных промежутках времени – полугодиях или целых годах, о более длительных сроках, чем это желательно пациентам. Я считаю более целесообразным обратить наперед его внимание на трудности и жертвы психоаналитической терапии и лишить его, таким образом, всякого правила когда-нибудь утверждать, что его завлекли в лечение, объем и значение которого он не знал».
Фрейд З. О введении в лечение.

«На упрек в том, что психоаналитическое лечение требует много времени могу лишь сказать, что психические изменения, осуществляются как раз только медленно; если они наступают быстро, внезапно – это плохой знак. Это верно, что лечение тяжелого невроза легко может растянуться на несколько лет, но в случае успеха задайте себе вопрос: сколько бы продлилось страдание? Вполне вероятно, десятилетие за каждый год лечения, что значит, болезнь вообще никогда бы не прекратилась, что мы часто наблюдаем у больных, которые не лечились... Анализ нарушений характера также требует много времени, но он весьма часто успешен, да и знаете ли вы какую-нибудь другую терапию, при помощи которой можно было бы взяться за эту задачу?»
Фрейд З. Объяснения, приложения, ориентации. // Введение в психоанализ.

Договоренности о времени и оплате в психоанализе

«Важными пунктами в психоаналитическом лечении являются условия относительно времени и денег. В отношении времени я придерживаюсь исключительно принципа назначения определенного часа. Каждый пациент получает определенный час рабочего дня, которым я располагаю, этот час – его, и он за него отвечает даже в том случае, если не использует его... Явится желание указать на многие случайности, могущие помешать пациенту приходить всегда в тот же час, и будут требовать, чтобы психоаналитик считался с многочисленными случайными заболеваниями, которые могут произойти в течение длительного аналитического лечения. Однако мой ответ следующий: иначе невозможно. При более ограниченной практике «случайные» отказы настолько учащаются, что психоаналитик рискует своим материальным существованием. При строгом соблюдении этого назначения оказывается, наоборот, что мешающих случайностей вообще не бывает, а случайные заболевания бывают очень редко. Почти не бываешь в таком положении, что наслаждаешься свободным оплачиваемым больным временем, за которое пришлось бы стыдиться. Можно без помех продолжать работу и избегать мучительного и смущающего факта, что именно тогда, когда наступает в работе пауза, в которой никто не виноват, когда работа обещает стать особенно важной и содержательной. Только занимаясь в течение нескольких лет психоанализом при строгом соблюдении назначенного часа, по-настоящему убеждаешься в значении психогений в повседневной жизни человека, в том, как часты «школьные заболевания» и как ничтожно влияние случаев».
Фрейд З. О введении в лечение.

«По-моему более достойно и с этической точки зрения менее предосудительно признаваться в своих требованиях, чем как это обычно бывает с врачами, разыгрывать роль бескорыстного друга человечества, положение которого ему все-таки оказывается не по силам, и зато втихомолку злиться на беззастенчивость и желание эксплуатировать врача или даже громко браниться по этому поводу».
Фрейд З. О введении в лечение.

«Денежные расходы, которых требует психоанализ, только кажутся чрезмерными для состоятельных людей. Не говоря уже о том, что здоровье и работоспособность, с одной стороны, и умеренные денежные расходы, с другой стороны, – вообще вещи несравнимые, но если сосчитать никогда не прекращающиеся расходы на санатории и лечение и противопоставить им увеличение работоспособности и возможности заработков после счастливого окончания психоанализа, то можно сказать, что больной совершил выгодную сделку. Нет ничего более дорогого в жизни, чем болезнь и – глупость».
Фрейд З. О введении в лечение.




Смотри также
Психологическая и психотерапевтическая помощь: информация для потенциального пользователя
Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
Как происходят изменения в психотерапии
Афоризмы известных психотерапевтов о психотерапии
Зигмунд Фрейд о психоанализе как методе психологического лечения
Какова роль психоаналитика в лечении? - метафоры известных психоаналитиков
Джойс МакДугалл о психическом театре и психоаналитическом путешествии