Джойс МакДугалл о психическом театре и психоаналитическом путешествии

Психоанализ – это театр, на сцене которого, можно сыграть весь наш психический репертуар.

На риск психоанализа идут те, кто заинтересован в нанесении на карту неизвестных континентов своей души.

О внутреннем мире

Наша психика стремится сохранить иллюзию, что мы действительно знаем, о ком мы говорим, когда говорим «Я». Этот подвиг требует воображения и изобретательности, и поэтому Я постоянно творит. Психический театр открыт 24 часа в сутки!

Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. Хотя мы редко берем на себя ответственность за наши театральные постановки, их постановщики находятся в нашей собственной голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами во внешнем мире.

О процессе психоанализа

Отправляющиеся в психоаналитическую экспедицию делают это в надежде, что их открытия позволят им извлекать пользу из авантюры жизни и лучше выдерживать бури и разочарования, которые неизбежны в течение жизни.

Психоанализ – это театр, на сцене которого, можно сыграть весь наш психический репертуар... Переработка ведет анализируемого к открытию своей внутренней реальности, по мере тока, как части его самого и все люди, которые играли важную роль в его жизни, получают возможность произнести свои реплики. Сводя счеты с ненавистными-любимыми фигурами прошлого анализируемый овладевает собой во всех их аспектах, хороших и плохих, вместо того, чтобы они им владели, и готов теперь критически отнестись ко всему, что получил от тех, кто его вырастил, и ко всему, что он с этим наследством сделал. Каковы бы ни были его заключения, он сознает их место в своей внутренней вселенной и признает их своей собственностью.

По мере продвижения психоанализа показываются уязвленные и печальные стороны детства, наряду с радостными и иррациональными. Многие из них долгие годы оставались за кулисами. Все они толкаются, чтобы их услышали, поняли, возможно, поаплодировали им. Люди из нынешнего дня присоединяются к этой толпе и каждый из них тоже предстает в разном свете; позитивные и негативные к ним чувства создают временную путаницу, пока анализируемый не увидит, что здесь затронуты и его две важнейшие части. Из прошлого должны придти главные фигуры детства – родители, как в их любимом и любящем измерении, так и их устрашающие и ненавистные образы. Появляются и сиблинги (братья или сестры), как желанная или нежеланная части семейной констелляции. Другие члены семьи, простираясь на несколько поколений вглубь времен, приходят играть свои роли в человеческой драме каждого субъекта.

О методе свободных ассоциаций

Хотя получить разрешение на свободные ассоциации – редкая возможность, немыслимая в обычной социальной ситуации, многие пациенты сопротивляются в ответ на приглашение «говорить все», даже в рамках психотерапии. Иногда пациенты относится к аналитическим отношениям, как если бы они были социальными, сторожа и ухватывая мысли и суждения психоаналитика. В иное время они боятся встретиться с собственными мыслями и чувствами, столкнувшись с малознакомыми или неприемлемыми аспектами собственной личности. Кроме того, некоторые анализируемые боятся утраты контроля, присущему свободному странствию мысли: они бояться запутаться или выглядеть безумными. Их умалчивания известны как сопротивление терапевтическому процессу и требуют к себе уважения до тех пор, пока анализируемый не почувствует себя способным принять конфликты и парадоксы, порождающие сопротивление.

О симптомах

Симптомы – это приемы психического выживания. Непросто оставить свой способ выживания, если у тебя нет уверенности в способности к психическим изменениям или есть опасение, что все изменения будут к худшему!

Симптомы являются детскими попытками самолечения и были созданы для избавления от невыносимой душевной боли. Поэтому существует мощная внутренняя сила, которая опасается потери симптомов несмотря на страдания, причиняемые ими. Это ведет к значительному сопротивлению аналитическому процессу.

О влиянии прошлого

В драмах, из которых состоит человеческая жизнь, мало что оставлено на волю случая. Все же мы часто предпочитаем верить, что мы лишь игрушка в руках судьбы и вынуждены без всякой награды решать задачи, представляющиеся существенными и выполнять неясные желания, которые мы никак не можем признать за свои собственные. Не осознавая тайный выбор, правящий нашими решениями, мы редко можем дать связный отчет в нашем выборе партнеров и профессии или объяснить ту смесь успеха и неудач, к которой может привести любой выбор. Мы не можем уйти от ролей, которые наши бессознательные Я заставляют нас играть, часто используя при этом людей из нашей сегодняшней жизни как реквизит для решения проблем прошлого. Только когда мы пытаемся воссоздать повседневные сцены на психоаналитических подмостках, мы часто с ужасом открываем, что находимся в разгаре представления, и все-таки понятия не имеем, о чем же эта пьеса, и кто ее персонажи.

О человеческой природе

У всех нас есть невротические конфликты, наши маленькие области личного сумасшествия; все мы подвержены психосоматическим срывам при стрессе; и у всех бывают извращенные фантазии и невозможные сновидения. Каждый из нас укрывает в своей внутренней вселенной множество «персонажей», частей самого себя, которые порой действуют наперекор друг другу, вызывая конфликты и душевную боль в нашем сознательном Я. Ведь мы почти не знакомы с этими скрытыми актерами и их ролями. Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. Хотя мы редко берем на себя ответственность за наши тайные театральные постановки, их постановщики находятся у нас в голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами во внешнем мире.

О навязчивом повторении

Каждое Я из тайного внутреннего театра раз за разом играет роли из прошлого, используя скрытую в детстве технику и воспроизведя с жуткой точностью все те же трагедии и комментарии, с той же концовкой и теми же порциями боли и удовольствия. То, что когда-то было попыткой самоисцеления при столкновении с душевной болью и конфликтами, теперь стало симптомами, которое продуцирует взрослое Я, следуя забытым детским решениям.

Об окончании психоанализа

Психоанализ объявляют оконченным, когда психоаналитик и анализируемый согласны прекратить видеться, но анализируемый должен полностью осознавать, что труд, который они проделами вместе, по самой своей природе нескончаемый. И психоаналитик и анализируемый знают, что определенные внутренние персонажи остались анонимными, что другие, с кем был установлен важный диалог, все еще могут выскочить из-за кулис и снова пробить себе дорогу на внутреннюю сцену... Ибо формальное окончание психоанализа возвещает начало самоанализа.

Использованная литература

Джойс МакДугалл. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. Издательство ВЕИП. Санкт-Петербург. 2002.

Joyce McDougall. Theaters of Body. New York: Norton. 1989.